Целью данной статьи, я считаю, является освящение проблем современного профайлинга, его попытка монитизации всеми и попытка связать науку с псевдонаукой людьми, которые совершенно не имеют никакого отношения к профайлингу.
Первая и самая важная боль сегодня – наличие специалистов в данной теме. Могу сказать с уверенностью, что в том самом 10-11 году, когда все начиналось, мне довелось находиться в самой гуще событий. Всех, кто учился, исследовал и получал первые шишки в профайлинге я знаю лично и очень хорошо. По сути, все первооткрыватели темы безинструментальной детекции лжи прекрасно друг друга знают и понимают, кто и в каком направлении двигается сейчас. Мы то между собой, безусловно, знакомы, а вот люди, которые стремятся уже сейчас разобраться в теме профайлинга и получить навык в области верификации лжи не смогут оценить, кто из существующих на рынке экспертов профайлеров может научить и дать знания в полной мере, объеме и качестве. И это проблема. Проблема потому, что многие преподаватели сами совсем недавно отучились у тех самых «начинателей» современной школы профайлинга и без малейшего опыта в области проведения расследований и профайлинговых проверок начинают преподавать данную тему. А может быть и такое, что отучились несколько лет назад, но практиковать не практиковали или проходили не полный курс. Я, например, лично видела девушку полиграфолога и профайлера, которая позиционирует себя как специалиста профайлера, прошедшая обучение в Болгарии. Могу сказать точно, что в Болгарии не было школы профайлинга на момент ее обучения. За все время в Болгарии проходил лишь один выездной двухдневный ознакомительный тренинг, который не дает права преподавать и заниматься подобной деятельностью. Но об этом знают лишь те, кто прошел обучение в тот момент и сама школа, что проводила данное обучение.
Сегодня среди школ я лично смогу выделить только три (вместе с нашей) в которых дают знания и навыки верификации лжи и профилирования личности преподаватели-основатели профайлинга в России. У каждой школы есть свои плюсы, у каждой – своя программа. Основы везде одинаковые, а вот глубина проработки некоторых тем и вопросов – разная. Все потому, что у каждого специалиста свои убеждения и методики в основе, своя доказательная база. Итак, существует всего два научно-исследовательских центра в этой области и одна академия – все прочее, далеко от того, что называется профайлингом, а точнее далеко от качества преподавания.
Иногда мои коллеги натыкаются на видео ролики «профайлеров преподавателей» и с ужасом показывают мне со словами «Ты послушай, что они несут! Это же вообще все не так! Кто и где его учил???». И вот еще одна проблема: важна аттестация современных специалистов и сдача ими экзамена от уже существующей и признанной школы, которая в состоянии после прохождения практики, выработки навыка и отработки преподавательской деятельности в рамках самой школы, сдать экзамен и получить официальный документ о том, что специалист готов и может вести преподавательскую деятельность по профайлингу. Вы думаете школы всем выдают документы о повышении квалификации по профайлингу? Нет, это далеко не так. Конечно не могу отвечать за всех, но мы выдаем удостоверения о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке только в том случае, если слушатель сдал экзамен по всем темам: теория (все вопросы по каждой теме!), практика (анализ и отчет по видео материалам проверки). После этого специалист только начинает практиковать и до преподавания ему еще очень далеко. За время существования нашего центра аттестовались в области преподавания по теме и ведут обучение в компании всего 5 человек. Это те специалисты, которые проходили практику на протяжении минимум двух лет, отрабатывали навыки в проверках и преподают отдельные темы в рамках курса, по которым получили максимальное количество баллов.
От себя лично рекомендую запрашивать документы о том, где и когда обучался специалист профайлер: удостоверение о повышении квалификации и (или) сертификат о прохождении обучения и аттестации. Важно: первая школа была открыта при Московском институте современного академического образования (МИСАО) поэтому данному документу стоит уделять особое внимание, но при этом есть еще один момент – уточняйте, кто был ведущим преподавателем программы, в каком году проходило само обучение (Может быть такое, что обучение проходило в 2011 году, а удостоверение выдано только в 2012 по факту сдачи экзамена или оформления самих документов. Все это можно легко проверить.)
САМ ПРОФАЙЛИНГ, КАК ОН ЕСТЬ...
К сожалению, на этом проблемы современного профайлинга не заканчиваются. Тема верификации лжи и профилирования личности все еще зарождается, поэтому та программа, которая преподавалась год назад может кардинально отличаться своим наполнением новых тем и исследований в нынешнем году. Что делать в таком случае? У нас присутствует возможность всем слушателем, проходившим обучение, систематически узнавать новые темы и присутствовать на обучении. Мы поддерживаем своих специалистов. Продолжать обучение и узнавать о новых исследованиях – это уже личное дело каждого. Поэтому мы рекомендуем, если к вам обратился специалист, проверять в тех школах где он обучался, насколько его квалификация соответствует современным требованиям.
Вы всегда можете позвонить в наш центр и уточнить обучался ли у нас заявленный специалист, проходил ли он практику и сдавал ли экзамен, рекомендуем ли мы его как специалиста- профайлера!
По мимо прочего, профалинг последнее время все больше связывают с НЛП и это еще одна большая беда! НЛП – это НЛП, а вот профайлинг – это совершенно иная тема, которая ни в коем случае никак (кроме двух коротких методик) не связана с НЛП! Попытка ассоциировать профайлинг с НЛП – самая большая ошибка, которая только может быть. И возможно именно поэтому сам профайлинг преследуют те же проблемы в преподавании, что и само НЛП. Ведь точно так же есть огромное количество НЛПеров, которые проводят обучение и найти действительно хорошего специалиста в этой теме очень сложно. Их мало и можно пересчитать по пальцам, а те, кто стоял у истоков, порой и сами в шоке от того, что дают ученики, учеников и как в НЛП появляются методики и теории, которых в нем никогда не было.
ПРОФАЙЛИНГ ЭТО НАУКА, МЕТОДИКА ДЛЯ СПЕЦСЛУЖБ ИЛИ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ БИЗНЕСА?
Ответ прост – профайлинг это и то и другое, и третье. В одной школе всегда работают направления по всем запросам: государственным, научно-исследовательским и коммерческим. Разница лишь в адаптации подхода в зависимости от направления.
На сегодня существует несколько направлений профайлинга:
- криминальный профайлинг;
- профайлинг в судебной экспертизе;
- профайлинг на транспорте и профайлинг в авиационной безопасности;
- профайлинг в управлении адаптацией персонала и управление деятельностью персонала, мотивацией и эффективностью сотрудников;
- профайлинг в бизнесе – это обеспечение безопасности сделок, управление командой и ведение успешных переговоров с применением навыков вербальных и невербальных проявления человека: мимика лица, эмоции человека, черты лица, жесты, речь и анализ психолингвистики, оценка достоверности информации, полученной в переговорах – один словом, как узнать правду по всем возможным информационным каналам.
Кроме общего направления профайлинга в бизнесе стоит отдельно выделить такое направление, как исследования в области оценки клиентов и коммерческую безопасность.
Уже более двух лет мы активно проводим исследования в бизнесе связанные с типированием клиентов для решения проблем компаний будь то возвраты долгов с помощью влияния и мотивации на должника компании, увеличение эффективности продаж и как следствие увеличение самих продаж; профилирование самого клиента и разработка методик формирования предложения для него на основе детального психологического анализа. Последнее можно назвать скорее нейромаркетингом, в котором профайлинг выступает как эффективный инструмент.
ДОЛЖНО ЛИ БЫТЬ У ПРОФАЙЛЕРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?
Нет, не обязательно. Профайлеры не лечат людей и не являются терапевтами, хотя порой профессия и ситуации в работе заставляют применять и такие навыки, если есть на, то основание и образование. Но важно понимать, что в школе, где вы обучаетесь обязательно должны быть преподаватели с профильным образованием по темам. То есть, сам профайлер практик может обладать любым высшим образованием, но при этом в школе, где он преподает или работает, или просто проходил обучение, в заявленной программе и обучении должны присутствовать специалисты с высшим профильным образованием в области психологии, медицины или биологии.
Сама профессия же накладывает очень высокую долю ответственности и поэтому профайлер скорее должен обладать определенными психологическими и морально этическими нормами и качествами.
И напоследок, профайлинг не волшебство, каким его рекламируют, описывают и показывают по телевизору и профайлеры не экстрасенсы. Именно не экстрасенсы! Почему так? Потому, что в результате раскрутки данной темы и способностей профайлеров в интернете люди часто задают удивительные и потрясающие запросы специалистам верификаторам типа:
«А сколько у меня детей?», «А давайте я вас прямо сейчас в чем-то обману, и вы узнаете в чем»
Мы не шоумены, мы не занимаемся цирковыми представлениями на публику и профайлинг – это сложно! Не всегда секунды и минуты достаточно для того, чтобы сказать, что человек обманывает или скрывает информацию. Иначе бы расследование не длилось бы иногда по 2 и более часов…